img

Во всем мире в последнее годы растет количество больных, транспортируемых по воздуху санитарной авиацией. Так в США количество больных, транспортируемых санитарной авиацией, около 100 тыс. в год. В состав бригады, сопровождающей больного обязательно входит врач (чаще всего анестезиолог-реаниматолог) или парамедик, реанимационная медицинская сестра. Также в бригаду входят врачи других специальностей в зависимости от патологии больного пассажира. Если больной находится в крайне тяжелом состоянии, тогда сопровождает пациента бригада в расширенном составе.

Оборудование для аэромедицинской транспортировки

Оборудование должно быть легким, компактным, ударо-, вибро- и влагоустойчивым и иметь автономный источник питания. Для перевозки реанимационных больных на борту должен быть аппарат ИВЛ, кардиомонитор (желательно с инвазивным измерением артериального давления), шприцевые насосы, инфузоматы, дефибриллятор с кардиостимулятором, ковшовые носилки, спинальная доска, вакуумный матрас, акъя (спасательные носилки) и т.д.

Разновидности воздушной транспортировки

  • на самолете (реактивный, винтовой)
  • на вертолете (с одним двигателем, с двумя двигателями)

Оба типа транспортировки имеют свои недостатки и преимущества.

Например, преимущества медицинского реактивного самолета – это скорость (750-900 км/ч), большая «дальнобойность», высокая безопасность, малая зависимость от погоды, низкий уровень шума в кабине и атмосферное давление. Его недостатки – нужен хороший аэродром, высокая стоимость перевозки, нужна дополнительная наземная транспортировка (машина скорой помощи).

Преимущества авиаперевозки больного санитарным вертолетом – вертолет может сесть практически на любой ровной площадке, иногда прямо возле больницы, загрузка и выгрузка из него могут осуществляться очень быстро, даже при работающих двигателях. Недостатки следующие: низкая скорость (200 км/ч), очень шумно в кабине, высокий уровень вибрации (это может нарушать работу некоторого медицинского оборудования и вызывать дискомфорт больного и медбригады), как правило, кабина не герметизируется, зависимость от погоды, ограниченная дальность перелета (около 400 км), некоторые вертолеты не могут летать в темное время суток.

Аэромедицинская транспортировка оказывает комплексное воздействие на состояние перевозимого пациента. Клинически самым значимым воздействием является изменение давления в кабине. Медицинский персонал, участвующий в воздушной перевозке, должен учитывать ускорение, изменение температуры, влажности, вибрацию, шум, ограничение рабочего пространства, ограниченный запас медикаментов и кислорода.

Но в экстренных случаях зачастую именно санитарная авиация – это единственный шанс больного на спасение. В этом давно уже убедилась политическая элита наших стран…