Не пропусти
Главная » Развитие ребенка » Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть

Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть

Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть.

Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть

Музыка — это гармоничный мир, полный светлой радости и тихой печали, бесшабашного веселья и спокойной, созидающей энергии. Каждый может найти в музыке что-то свое, необходимое только ему. И чтобы это произошло, надо только как можно раньше приоткрыть таинственную дверь и показать маленькому человечку ступеньки-этапы, ведущие к вершине.

Один из этапов в музыкальном развитии малыша наступает тогда, когда он начинает извлекать звуки из музыкальных инструментов. Причем, если говорить об использовании погремушек, то они скорее вредят формированию музыкального слуха, поскольку их звучание трудно назвать мелодией.

С 4-5 месяцев у ребенка просыпается наибольший интерес к звукам и их воспроизведению. Именно в этом возрасте следует дать малышу в качестве игрушки синтезатор (использование синтезатора возможно только тогда, если при надавливании на одну клавишу инструмент издает один звук-ноту, а не целую мелодию). Можно также дать ребенку любой другой музыкальный инструмент. Более 100 лет назад была доказана прямая связь между развитием мелкой моторики руки и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому сначала мы используем клавишные и струнные инструменты (гитару, балалайку), благодаря игре на которых и развивается мелкая моторика руки. Затем, уже в возрасте 7-8 месяцев — духовые инструменты (например, дудочка). Игра на подобных инструментах способствует развитию органов дыхания и, соответственно, улучшению снабжения мозга малыша кислородом. Пусть ребенок случайно ручкой заденет клавиатуру или струны и обнаружит возможность извлекать звуки. До полутора-двух лет ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах.





Чтобы привить ребенку вкус к музыке, не нужно быть музыкантом, нужно только хотеть этого.

Однако для того, чтобы обучать ребенка музыке, необходим профессиональный подход, поэтому лучше обратиться к преподавателю. Но в этой статье я стремлюсь показать, что может делать любой из родителей для музыкального развития малыша, независимо от его собственного уровня музыкального образования.

В ХХ веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки, француз Морис Мартено. Все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения.

По методике Судзуки, обучение проводится путем имитации и на слух. Сольфеджио дается по его методике позже: когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он может учиться читать нотную запись. Чтение нот — тоже музыка. Музыка — это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать).



Метод Мартено включает три этапа:

1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2) ребенок узнает, как записать этот ритм или мелодию;

3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

Опыт других педагогов показывает, что нотную грамоту можно преподавать и одновременно с обучением игре на инструменте, когда малышу годик-полтора. Но это обучение происходит в игровой форме. Например, Лена Данилова, московский педагог-методист, предлагает писать партитуру в виде разноцветных геометрических фигур, где каждая фигура соответствует определенной ноте — клавише фортепиано. Каждая нота отмечается своим цветом (на каждую клавишу наклеивается кружочек или квадратик своего цвета). Самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. В природе все гармонично: семь нот, семь цветов радуги: «До» — красный, «Ре» — оранжевый, «Ми» — желтый, «Фа» — зеленый, «Соль» — голубой, «Ля» — синий, «Си» — фиолетовый. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Надо придерживаться этого принципа цветов и нот всюду в нотной записи, на других инструментах.



До начала обучения нотной грамоте надо дать малышу почувствовать различие между высокими и низкими звуками, причем это можно сделать с использованием различных предметов: двух колокольчиков, хрустального бокала и кастрюли и др. Можно изобразить это различие с помощью звуков голоса (слово «высокий» произнести на высокой ноте, «низкий» — на низкой), чтобы малыш еще лучше почувствовал разницу между ними. Эффективно использовать ксилофон для различных игр с ребенком. Играйте на нем любые мелодии, короткие музыкальные фразы, можно просто гамму.



Можно сочинить дополнительный язык общения с малышом — язык музыки. Для начала необходимо использовать язык простых звуков, извлекаемых из ксилофона или другого музыкального инструмента.

Привычку к импровизации надо воспитывать с раннего детства. Можно пропевать то, что говорите, свой разговор с ребенком. Родители напевают малышу вопрос, а подросший малыш поет ответ.

С восьми- или девятимесячным ребенком можно играть в игру, которая поможет постепенно сформировать «опорные музыкальные образы». Просите ребенка, чтобы он сыграл, как бежит заяц, волк, медведь, летит птичка и другие знакомые ему животные. Так, если малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему «танец» медведя с рычанием. Если ребенок стучит по клавишам высоких звуков — покажите ему мышку.

Затем следуют более сложные «произведения»: «Сыграй, как зайчик бежит, и вдруг за ним погнался волк». Можно ребенку продемонстрировать, как это сыграть.

Для тех, кто знает нотную грамоту, стоит как можно раньше начать рисовать с ребенком ноты, показывать клавиатуру. Обучать игре по нотам можно приблизительно в возрасте 1,5 года.



Следующие музыкальные игры предназначены для ребенка в возрасте год-полтора:



1) «Аккомпанемент»: нарисовать ограниченную часть клавиатуры музыкального инструмента и указать кружочком клавишу, которую малыш должен нажать, а родители или поют птицей, или рычат, как медведь.

2) «Плясуны»: ребенок нажимает клавишу, а родители весело изображают подходящего по звуку животного.

3) «Концерт»: устраивать маленькие домашние концерты. Ребенок играет на каком-нибудь инструменте, а все взрослые радуются и аплодируют.

4) «Студия звукозаписи»: записывать на магнитофон звуки, воспроизводимые ребенком, а потом всей семьей прослушивать запись. К полутора годам можно научить и самого малыша пользоваться диктофоном, нажимать кнопки записи и проигрывания.

Все игры направлены на то, чтобы ребенку было хорошо и радостно на занятиях музыкой: это должно быть превращено в непрерывную развивающую игру. Самый большой интерес к музыке появляется у ребенка с двух до трех лет, и это надо максимально использовать.

И, наконец, следует также иметь в виду, что формирование слухового аппарата занимает 2-3 года, совершенное владение абсолютным слухом и музыкальной композицией проявится у ребенка позже: просто и естественно. Поэтому никогда не следует говорить малышу, что он поет фальшиво. С психологической точки зрения правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Человек, про которого говорят, что «ему медведь наступил в детстве на ухо», как правило, имеет заниженную самооценку и негативный «Я-образ».





Безусловно, музыкальные способности тесно связаны с эстетическим и интеллектуальным развитием человека, а обучение музыке — действительно, воспитание души ребенка. И об этом никогда не стоит забывать.

кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии

Академии педагогических наук Украины.

Центр экологии семьи «Ладушки».

Данный сайт соответствует всем принципам HON кодекса о надежности медицинской информации: посмотреть свидетельство.

войти с помощью:

  • Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть
  • Музыкальное развитие малыша: вместе весело играть

войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).

О admin

x

Check Also

Куда пойти с детьми в Киеве на выходных: афиша мероприятий на 25 — 26 ноября

Афиша на выходные: куда пойти с детьми в Киеве 25 - 26 ноября Где провести выходные с ребенком в Киеве? Куда пойти всей семьей? Погода на выходных в Киеве скорее всего не будет располагать к длительным прогулкам.

Кризис 3 лет: что делать если ребенок дерется или кусается

Советы психолога: что делать, если ребенок дерется и не реагирует на "нет" и "нельзя" Кризис 3 лет у ребенка: как вести себя родителям, если он дерется и не реагирует на родительские "нет" и "нельзя". Что делать? Как отучать? Бить по рукам или по попе? Ругать? Объяснять? На все эти вопросы отвечает Татьяна Недильская, психолог, психотерапевт и мама 3-х летнего сына.

Комната школьника: интерьер для ученика младших классов

Комната школьника: интерьер для ученика младших классов Ребенок пошел в школу, его жизнь изменилась, а вместе с ней – и его детская комната должна стать более взрослой.

Киевская сад-школа Монтессори 1 ступени

Киевская сад-школа Монтессори 1 ступени Эта статья познакомит вас с Киевской школой Монтессори. Она открылась в сентябре 1992 года в Дарницком районе и в прошлом году отметила свое 10-летие.

Истерики у ребенка трех лет: причины и советы родителям

Истерики у ребенка трех лет: причины и советы родителям Детские истерики – это проблема многих родителей. Они появляются и проходят внезапно, кажется, что даже беспричинно, но доставляют много волнений всем мамам и папам.

Зоопарки Киева и области: куда пойти с детьми на выходные

Зоопарки Киева и области: куда отправиться с детьми на выходные Подборка 10 чудесных зоопарков и ферм Киева и области, которые стоит посетить с ребенком на выходных.

Задержка речи у малыша

Задержка речи у малыша Примерно у 5-10% детей наблюдаются нарушения развития, которые вызывают задержку речевого и языкового развития (помимо речи, это также другие формы коммуникации: язык жестов, письмо, визуальные навыки (например, способность показать что-то). Поначалу родители обычно замечают, что малыш в своем языковом развитии отстает от других детей такого же возраста, и описывают это как «ребенок не говорит», «поздно заговорил», «еще не говорит». Задержка речи может быть связана с: трудностью произнесения звуков (например, анатомические проблемы с голосовыми связками), приемом речи (глухота), обработкой речи (умственная отсталость или отклонения в языковом развитии). Выделяется два основных вида речевой задержки: - задержка выражения, т.е. неспособность создавать речь, - задержка восприятия, т.е. неспособность обрабатывать и понимать речь других.

Если мама устала: 12 способов взбодриться

Если мама устала: 12 способов взбодриться Как ни странно, но родители – тоже люди, которые устают. И если папа может отдохнуть от домашних забот на работе или выйти куда-то с друзьями, то мамам в декрете подчас такие «прелести» вообще недоступны.

Духовные потребности ребенка и типы семейного воспитания

Духовные потребности ребенка и типы семейного воспитания Вряд ли кого-нибудь удивит высказывание о том, что семья имеет важнейшее значение в развитии личности ребенка.

Детский сад в Бельгии: особенности европейских детских садов, опыт мамы

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Бельгии Еще одни рассказ о том, как устроены европейские детские сады. Об особенностях садиков в Бельгии рассказала мама троих детей Елена Орел-Дешани.

Детский день рождения в стиле — Смурфики — ​: 25 супер-идей для детского праздника

25 супер-идей, как организовать день рождения для фаната смурфиков Ваш ребенок фанатеет от смурфиков и не пропускает ни единого мультика с ними? Тогда пришло время организовать ему день рождения мечты! Предлагаем вам 25 супер-идей, чтобы устроить самый синий детский праздник в стиле любимых персонажей ребенка – смурфиков.

Детские сады в Израиле: особенности образования в Израиле для детей, опыт мамы

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Израиле Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей — обеспечить его счастье и благополучие.

Детская физкультура в школе или фитнес для детей: где эффективнее проходят занятие физкультурой для детей, мнение фитнес-тренера

Школьная физ-ра VS фитнес-тренировки: что делать, чтобы ребенок полюбил спорт Инструктор детского фитнеса и преподаватель «Академии фитнеса-Украина» Оксана Сасюк рассказала UaUa.

День рождения в стиле Гарри Поттера для детей: 30 волшебных идей для праздника

30 идей, как устроить волшебный день рождения для фаната Гарри Поттера Ваш ребенок обожает фильмы и книги о юном волшебнике из Хогвартса и сам мечтает однажды получить приглашение в школу чародеев? Тогда детский день рождения, устроенный по мотивам любимого произведения о Гарри Поттере, принесет много радости и удовольствия.

День рождения в стиле — Холодное сердце: лучшие идеи оформления детского праздника

Холодное сердце: детский день рождения в стиле любимого мультфильма Мультфильм «Холодное сердце» завоевал сердца детей, как только вышел на большой экран.

Гиповитаминозы у детей: причины и признаки

Признаки того, что вашему ребенку не хватает витаминов О том, почему у детей возникает гиповитаминоз, и как распознать дефицит витаминов у ребенка, рассказывает врач диетолог-гастроентеролог Галина Незговорова.

Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Гигиена подростков: особенности ухода за собой Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын был милым маленьким мальчиком, который едва доставал вам до пояса, капризничал за завтраком и плохо чистил зубы, а дочь считала себя принцессой и искренне радовалась новой кукле преподнесенной папой в роли Деда Мороза.

Генетические основы одаренности

Генетические основы одаренности "Различие между разумом и образованием состоит в том, что именно разум способен обеспечить вам хорошую жизнь." Чарльз Франклин Кеттеринг.

Весенние детские стихи для мам на 8 марта

Детские стихи на 8 марта 8 марта — самый светлый и весенний праздник. Конечно, в этот день все мальчики и мужчины спешат поздравить своих любимых и близких девочек и женщин, мам, сестер и бабушек.

Веселые уроки в ванной

Веселые уроки в ванной До чего же это интересное для малышей занятие — купание в ванной! Увлекательное, веселое, полезное… Полезное не только с точки зрения гигиены. Вода расслабляет и успокаивает, расширяет диапазон тактильных ощущений, дает малышу замечательную возможность поэкспериментировать с разными предметами и приобрести неоценимый опыт.

25 гениальных идей для каждого учебного заведения

25 гениальных идей для каждого учебного заведения Мы покажем вам самые классные и по-настоящему гениальные идеи с разных учебных заведений по всему миру, которые помогают сделать процесс обучения школьников и студентов интереснее и веселее.

Ребенок эгоист: причины и методы перевоспитания

Как бороться с детским эгоизмом? Речь в этой статье пойдет о нездоровом эгоизме, который доставляет неудобства окружающим ребенка людям, но в первую очередь самому ребенку, хоть он этого и не осознает.

Формирование системы ценностей у ребенка — знакомство детей с общечеловеческими ценностями

Как объяснить ребенку настоящие ценности? Для детей в возрасте от 4 до 6 лет, такие слова, как счастье, любовь или дружба, являются абстрактными понятиями, которые им сложно воспринимать.

Формирование навыков самообслуживания е ребенка 7-10 лет: что должен знать и уметь малыш?

Что должен уметь ребенок в 7-10 лет: обязанности детей по дому и навыки самообслуживания В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы.

Рейтинг@Mail.ru