Не пропусти
Главная » Воспитание » Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Мы не раз рассказывали вам об особенностях финского школьного образования, а сегодня хотим поделиться отзывом о школах в Финляндии. Александр Мурашев, журналист и фотограф, рассказывает о том, как проходит обучение в школах Финляндии, став на время учеником одной из них.

Напомним, что школьное образование в Финляндии занимает лучшие позиции во всемирных рейтингах. Более того, согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

журналист и фотограф

Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания. Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них — само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, и в реальности школьники действительно изучают не предметы, а явления.



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт



Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это — голова ученика, — говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой. — Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников.



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира. А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт



Рисунок директора школы Лины Лиусваары/ фото: Александр Мурашев

Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются — они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса.



Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»:

«Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса, — рассказывает Лина. — Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти — дети решают сами.

Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется.

В первом классе — это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию?

Теперь же центральная идея — изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика.

Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».





Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Тема раздела “Кто мы такие” на стенке в школьном коридоре — так, чтобы родители тоже видели, что в этот самый момент проходят их дети/ фото: Александр Мурашев

Мигранты — тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах.

«Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет? — говорит Лина. — И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет — главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».

«Может быть, — отвечает Лина. — А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное — как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт



За что я готов устроить финнам стоячую овацию — так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел.

В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?».

На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением» — швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес.



Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт



«Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?», — спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.



Вот он, ответственный момент работы на уроке:

С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы?

За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажные салфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани.

Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт





«Говоря о вторичном использовании и переработке, мы обсуждаем материалы, которые используют люди, — говорит Анна. — Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты — например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично — например, перекрасить или сделать из них что-то новое».

Еще один элемент — наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все, — говорит Анна. — И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами.





Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать.

Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».

Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором — и преподаватель его уважает:



Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни.



Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа — правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями.

Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Запросы на стенках класса/ фото: Александр Мурашев

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Фото: Александр Мурашев

Навязшее в зубах и донельзя исковерканное понятие «толерантности» в финской школе носит такой же прикладной характер: три часа в неделю у семиклассников проходят уроки экономики. Практические занятия проводятся… на кухне. Дети готовят вместе еду, а затем вместе ее едят. Я замечаю девочку в хиджабе, которая бок о бок с финнами готовит какое-то блюдо. Знакомство с другими культурами через еду и традиции сервировки блюд — часть обучения через явления.

«Восприятие международных элементов — один из процессов обучения, на которой мы делаем упор, — говорит Лина. — Детям нужно понимать и уважать, что не все в мире одинаково. Выезжая за пределы страны, они увидят, насколько отличается мир». Единственный вопрос, который у меня остается — как все это связано с экономикой?




data-ad-format=»fluid»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-client=»ca-pub-4225432977519887″
data-ad-slot=»2254668800″>

Оказывается, в рамках раздела у школьников есть один предмет на выбор — и они решили «создать» кафетерий. «Теперь им нужно рассчитать финансовые затраты, определить какие ингредиенты закупать, по каким ценам продавать и как выйти на прибыль, — говорит Лина. — Фактически, они тренируются друг на друге».

Впрочем, часть увиденных мной занятий все еще проходит в той самой «старомодной» манере. «В прошлом есть много хорошего и мы не хотим это просто так отбрасывать, — объясняет Лина. — Школа, которую мы хотим видеть — это комбинация нового и старого. Если какие-то приемы из прошлого работают — не нужно от них избавляться просто из принципа. Поменяйте их так, чтобы было лучше ученикам. Но не лучше системе образования, не лучше школе как институту. Потому что школа — это дети. По крайней мере, я это вижу именно так».

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

В тот день я увижу еще много уроков. Изучающие солнечную систему второклассники будут создавать планеты из яичных упаковок и красок. Темой раздела окажется вращение земли и влияние этого явления на смену сезонов и на всех живых существ.



Группы детей создавали свои модели (каждая группа — свою планету), а потом рассказывали классу о собственных открытиях. В каждой группе ученики распределялись по ролям: один — лидер, второй — писатель, фиксирующий процесс. Третий отвечает за все материалы.



А четвертый следит, чтобы все было сделано вовремя. В качестве другого раздела дети проходят то, как безопасно делиться своей информацией в интернете — своеобразный онлайн-этикет. К слову, у школьников есть своя интернет-платформа, где к их блогам есть доступ только у одноклассников и родителей. Считайте это тренировкой перед осознанным вступлением во взрослый мир «Фейсбука».

Вот одна из групп создает солнечную систему:

Напоследок настоящим ударом под дых для меня станет урок труда — вернее, как здесь это называют, «мастерство». Такие занятия начинаются с восьмого класса: они факультативны, но отбоя от желающих заниматься нет. Хватит нескольких минут, чтобы понять причину популярности этих уроков: трудно удержаться от зависти, когда видишь, что у этих школьников нет абсолютно никаких рамок того, что они могут создать. Огромный сварочный и лакокрасочный цех, набор инструментов во всю стенку, 3D-принтеры — размаху позавидовала бы IKEA.



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Лакокрасочный цех/ фото: Александр Мурашев

Пааво показывает мне усилители звука с разным дизайном, которые создавали школьники. Дети могут делать что-то в одиночку, а могут объединяться — если проект большой и интересен кому-то еще из одноклассников. При мне одна из девочек с азартом занималась сваркой огромного педального веломобиля — из тех, что ездят по городским паркам.



Задача учителя — обеспечить возможность и безопасность процесса. А еще ненавязчиво разряжать атмосферу. «Я бы повесил такую вещь дома, — говорит Пааво, любуясь очередными дизайнерскими настенными часами. — Когда автор этих часов придет ко мне их забирать, я скажу: «Прости, они где-то потерялись». Я бы не удивился, если бы кто-то выложил за эти часы круглую сумму на аукционе».

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт



Учитель Пааво Пелтомаа показывает сделанную учениками колонку. Дизайн тоже создан школьниками/ фото: Александр Мурашев

«Мы могли бы заканчивать свои проекты раньше, просто мы ленивые, — объясняет мне другой школьник во время экскурсии, которую сам же решил мне провести. — Я вот закончил колонку, но мне не понравился дизайн — так что я его переделал. Это маленький проект, на один-два месяца». Так я и провожу остаток вечера в финской школе — за обсуждением достоинств и осмысленности обучения. С четырнадцатилетними ребятами.

Это — лишь десять процентов пространства и оборудования:

«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа», — вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже», — говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно, — объясняет Лина. — Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме.




data-ad-format=»fluid»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-client=»ca-pub-4225432977519887″
data-ad-slot=»2254668800″>

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа.

Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

«У детей есть возможность учиться за пределами школы, — говорит Лина. — Эта учеба — их социальная жизнь и семья. Я, как директор, хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа — это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Дерево — метафора формирования нашей личности/ фото: Александр Мурашев

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира — решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение.



«Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века, — говорит Лина. — И мы должны постоянно бросать этому вызов.

Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации — ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».



Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.

Данный сайт соответствует всем принципам HON кодекса о надежности медицинской информации: посмотреть свидетельство.

войти с помощью:

  • Как проходит обучение в финской школе: личный опыт
  • Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!



ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ



Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).

О admin

x

Check Also

Как заставить ребенка делать уроки: эффективная методика от психолога

Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое.

Как жить в эпоху перемен: ищем новые возможности своих финансов

Как жить в эпоху перемен: ищем новые возможности своих финансов Согласитесь, когда валютный курс стал расти подобно показанию столбику термометра жарким летом, многие из нас познакомились с неприятным ощущением обесценивания своей заработной платы.

Как выйти на работу после декрета: карьерный консультант рассказывает, что делать, если не берут на работу после декрета, и как устроиться после декрета на новую работу с пользой для карьеры

Как выйти из декрета с пользой для карьеры: советы карьерного консультанта Карьерный консультант Ульяна Ходоривская рассказала UaUa.info, какие страхи, реальные и мифические, сопровождают выход на работу после декрета.

Как выбрать подгузники?

Как выбрать подгузники? Рекомендации по выбору подгузников давать достаточно сложно. Если по вопросу выбора колясок, стульчиков, кроваток мнения родителей, в основном, сходятся, то в вопросе выбора подгузников единства нет.

Как воспитывать талантливого ребенка, как вырастить ребенка успешным, история мамы десятилетнего изобретателя

Как не убить талант воспитанием: история мамы десятилетнего изобретателя Недавно мы писали о двух десятилетних стартаперах из Киева, которые изобрели светящиеся тапки MagicSlippers, способные защищать от монстров.

Как воспитывать детей с синдромом Дауна: опыт Ирины Хакамады

Ирина Хакамада рассказала о воспитании дочки с синдромом Дауна Известный политик, общественный деятель и мама Ирина Хакамада в откровенном интервью "ТАКИЕ ДЕЛА" о том, как она вырастила дочь с синдромом Дауна, и как сделать, чтобы в семье все были счастливы или хотя бы довольны.

Как воспитать успешного ребенка: советы родителям

Как помочь ребенку добиться успеха: метод пяти достижений Все заботливые родители хотят воспитать своих детей счатливыми и успешными личностями. Среди сотен методик известных и не очень педагогов и психологов, сложно выбрать простую и подходящую именно вам.

Как воспитать ребёнка добрым — 22 варианта для проявления доброты

Как воспитать доброго ребенка: 22 идеи на каждый день Родители стараются вкладывать в своих детей самое лучшее, и часто возникает вопрос: как воспитать доброго и вежливого ребёнка? Что нужно для того, чтобы маленький человек разобрался, где добро, а где зло? Мнение блоггера и мамы троих детей Эрики Лейн о доброте и великодушии читайте в колонке.

Идеи, как убрать в детском комнате, которые облегчат жизнь школьникам и их родителям

Лайфхаки для родителей: как навести порядок в комнате школьника Как навести порядок в комнате у ребенка-школьника? Предлагаем забавные и простые находки, которые помогут вам с улыбкой преодолеть всю утреннюю программу сборов в школу, сократить стресс от домашнего задания, и превратить дом в стартовую площадку для выдающихся достижений.

Зачем нужно учить ребенка медитировать, как медитации облегчают детям жизнь и учебу, помогают справиться со стрессами и информационной перегрузкой

Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием Почему ребенка стоит научить медитировать, и как это облегчит жизнь ему и его родителям, рассказал UaUa.

Женский парфюм: как правильно выбрать духи и какой купить

Как выбрать идеальные духи: парфюмерный гид Источник фото Depositphotos Глянцевые журналы пестрят рекламными макетами новых парфюмов известных модных домов, странички каталогов сетевой косметики манят ароматными страницами, а бьюти-блогеры с упоением восхищаются нишевыми парфюмами.

Витамины для детей: как сделать правильный выбор

Витамины для детей: как сделать правильный выбор Нынешняя непостоянная погода достаточно коварна – слякоть и мокрые ноги быстро делают свое дело и подрывают наше здоровье и здоровье наших детей.

28 детских книг о детях с инвалидностью и о том, как живется особенным детям

28 правдивых детских книг об «особенных детях» Маргарита Грубер на своей странице в Фейсбук поделилась подборкой книг, которые помогут просто и понятно рассказать ребенку об «особенных» детях.

Почему ребенок ленится, почему его нельзя за это ругать, и как помочь ему восстановить энергию и мотивацию к учебе, мнение психолога

Я тупой, не трогайте меня: как отличить детское «Не хочу» от «Не могу», и что с этим делать UaUa.info поговорили с детским психологом Еленой Ратинской о том, почему нельзя ругать ребенка за лень, от чего дети защищаются, когда саботируют свои обязанности, и в какие еще формы может выливаться нехватка энергии у ребенка.

Кто такой тьютор и как он помогает особому ребенку учиться в обычной школе: рассказ тьютора

Инклюзивное образование: как тьютор помогает особому ребенку освоиться в обычной школе Еще три-четыре года назад школы открещивались от особых детей под любым предлогом.

Как стать хорошей мамой: 10 фраз, которые нужно повторять себе ежедневно

10 фраз, которые помогают мне быть хорошей мамой Как стать лучшей мамой, как не сорваться, не накричать на ребенка, а спокойно отреагировать на любую его выходку? Читайте советы психотерапевта Андреа Лоэн Нейер в нашем материале.

Как наладить отношения с воспитателем в детском саду

Как наладить отношения с воспитателем в детском саду Если вы относитесь к числу мам, которые хотят поскорее выйти из декретного отпуска на работу, рано или поздно, вам придется отдать ребенка в детский сад.

Даша Малахова о правильном питании для ребенка, о том, как привычки семьи влияют на детский образ жизни и о учебнике по кулинарии, который научит детей уважать то, что они едят

Даша Малахова: «Здоровое питание это не о том, как готовить, а о том, как кайфовать от жизни» Актриса, телеведущая и основательница Детской кулинарной школы «Картата Потата» Даша Малахова рассказала UaUa.

Как помочь малышу

Рейтинг@Mail.ru