Не пропусти
Главная » Ребенок и все о нем » 5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

Некоторые малыши начинают говорить в год-полтора, а другие молчат и в 2, и в 3. Именно тогда родители и начинают тревожиться: все ли в порядке с ребенком?

врач высшей категории, терапевт, канд. мед. наук, зав. отделением ЛФК ГАБТ РФ, Москва

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.





5 причин, почему ребенок не говорит

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Нарушение зрения.
  4. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  5. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).






5 причин, почему ребенок не говорит

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.





Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

5 причин, почему ребенок не говорит

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);



с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.



Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.



Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.



Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).



Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Источник фото: Shutterstock

5 причин, почему ребенок не говорит

4 месяц открывает второй триместр жизни младенца. Что он привносит в его общее и речевое развитие?

5 причин, почему ребенок не говорит

3 месяц привносит новое: все, чему малыш «научился» за прошедшее время, совершенствуется. Количественные изменения переходят в качественные: наблюдается «скачок» во всех сферах развития крохи.

5 причин, почему ребенок не говорит

С окончанием периода новорожденности начинается эпоха младенчества. Хорошо, если малыш за 1 месяц адаптировался к окружающему миру и у него сформировался суточный ритм жизни.





Перинатальная гипоксия стала причиной того, что моему малышу поставили ЗРР в 3,5 года. Когда все сверстники кругом пытаются говорить "папа" или "мама", некоторые говорят уже предложениями, а твой мычит и тычет пальчиком, начинаешь задумываться: а все ли в порядке? И в садике было очень тяжело. Я думала, что это я что-то делаю не так, я – плохая мать.

Я обратилась к педиатру, тот направил моего сына к отоларингологу, чтобы проверить слух. Когда выяснилось, что со слухом у нас все в порядке, нас направили к неврологу. Тот назначил ЭЭГ, провел обследование с привлечением логопеда-дефектолога. И вот он диагноз: ЗРР. Справились мы следующим образом: регулярно посещали логопеда-дефектолога, занимались дома, делали рефлексотерапию и кололи ноотропный препарат кортексин, которой улучшает работу головного мозга. Многие мамы боятся делать уколы. А многие просто отрицают существование проблемы Хочу всем сказать: напрасно! Необходимо больше следить за своими детками, ведь выявление проблемы на ранней стадии поможет быстрее и проще с ней справится, нежели в позднем возрасте. Тем более сейчас существует столько современных и безопасных методов!



11 июля 2017 11:34

Конкурсы

5 причин, почему ребенок не говорит

Свинка Пеппа и ее семья

5 причин, почему ребенок не говорит

Моя любимая доченька

5 причин, почему ребенок не говорит



Солнце, воздух и вода

5 причин, почему ребенок не говорит

Наша большая семья!

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

Речка, лес, цветы.

5 причин, почему ребенок не говорит



5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

рисунок ” Девочка на поляне цветов”

Интересное в сети

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

© Официальный сайт журнала “Мама и малыш”




data-ad-format=”fluid”
data-ad-layout=”in-article”
data-ad-client=”ca-pub-4225432977519887″
data-ad-slot=”9391934556″>

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-65050 от 10.03.2016. Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Все материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью издательства. Перепечатка, частичное или полное использование статей в открытых источниках запрещены без соответствующего разрешения издателя. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакция не несет ответственности за содержание материалов, опубликованных на правах рекламы.

О admin

x

Check Also

Отит у ребенка: симптомы и лечение

Отит у ребенка: симптомы и лечение Чаще всего причиной того, что у ребенка болит ухо, становится отит. Почти все дети успевают столкнуться с ним до 3 лет. Ухо ребенка состоит из ушной раковины, которая улавливает звуковые колебания и направляет их в слуховой проход, закрытый туго натянутой барабанной перепонкой.

Нужна ли прививка

Нужна ли прививка: как определить? Большой плюс вакцинации в том, что она оберегает детей от таких заболеваний, про которые мы давно уже не вспоминаем. Ребенок появляется на свет с врожденным пассивным иммунитетом.

Педикулез у детей

Педикулез у детей: что делать? В сентябре многие дети возвращаются из поездок. Но дача, деревня, лагерь или курорт – это не только яркие открытия, но порой и "новые знакомые". Как действовать, если у ребенка завелись вши? паразитолог, д-р биол.

Овсянка: полезная каша для детей

Овсянка: полезная каша для детей Овсяные хлопья не просто полезный продукт. Сваренная из них каша обладает еще и лечебными свойствами. Поэтому малышу без нее не обойтись.

Ягоды для детей: от салата до десерта

Ягоды для детей: от салата до десерта Летом появляется много свежих ягод как на наших дачных участках, так и на прилавках рынков и магазинов. Узнайте, как включать их в детское меню, не нанося при этом вреда здоровью малыша.

Лучение поноса у детей

Лечение поноса у детей Проблемы с пищеварением и стулом бывают у каждого малыша. Одна из них – диарея, или, как ее называют в быту, понос. Под рукой у родителей всегда должны быть средства, помогающие справиться с этой неприятностью.

Ветрянка у детей

Ветрянка у детей. Что надо знать родителям об этой болезни Возбудитель болезни – вирус ветряной оспы, или Herpes zoster, относящийся к семейству герпесвирусов – обладает невероятной летучестью, поэтому легко передается воздушно-капельным путем, путешествуя вместе со сквозняком через вентиляционные отверстия и кондиционеры из комнаты в комнату, из квартиры в квартиру, гуляя по лестничным клеткам и этажам снизу вверх.

Кровь из носа у ребенка: 10 причин

Кровь из носа у ребенка: 10 причин Если у малыша потекла кровь из носа, пугаются все – и сам малыш, и его родители. Такие происшествия случаются нередко, бывают разовыми, периодическими и частыми, а сами потоки – обильными и не очень.

Гигиеническое воспитание и этикет

Гигиеническое воспитание и этикет Цель гигиенического воспитания – дать малышу сведения, необходимые для укрепления здоровья, и выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические привычки.

Первая помощь при ссадинах и ушибах

Безобидные травмы? Первая помощь при ссадинах и ушибах Наверняка практически каждому родителю приходится рано или поздно сталкиваться с разбитыми детскими коленками, синяками, ссадинами и царапинами, и особенно это актуально в летний период, когда малыши гуляют с незащищенными одеждой ручками и ножками.

Как избавить дом от насекомых?

Как избавить дом от насекомых? Объявим войну пришельцам! Мой дом – моя крепость. Следуя этой поговорке, каждый из нас старается сделать свой дом максимально защищенным от вторжения кого бы то ни было.

Тяжесть на завтрак, боль на обед

Тяжесть на завтрак, боль на обед «Что творится с моим желудком? Натощак болит верхняя часть живота, а стоит покушать хоть немного – кажется, что переела до тошноты.

Развиваем память

Развитие памяти у детей: учим стихи, "ищем" игрушки Коррекционный педагог и детский психолог Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.

Почему не дышит нос?

Почему не дышит нос? Все может измениться за пару минут: только что носик малыша свободно «впускал» и «выпускал» воздух, а потом кроха чихнул.

Аптечка, аптечка первой помощи, ожоги, порезы, отравления, укусы насекомых, аллергия, антибиотики

На все случаи жизни. Аптечка для путешествий с ребенком Лето в самом разгаре, и вы строите планы семейного отдыха. Но не стоит забывать, что, к сожалению, от болезней и различных травм не застрахованы ни взрослые, ни дети.

Анализ кала

Анализ кала: как собрать и почему так важно его делать? Анализ кала малышу приходится сдавать гораздо реже, чем анализы крови и мочи. Однако, эти исследования позволяют исключить ряд заболеваний, уточнить, как работают органы желудочно-кишечного тракта и организм в целом.

4 идеи развивающих игр возле елки

4 идеи развивающих игр возле елки Приближается Новый год, елочка уже наряжена, украшена и мерцает серебристой мишурой и дождиком. Детки любят рассматривать «лесную красавицу», любоваться ею. Между тем елочка может стать отличным фоном и поводом для различных веселых игр возле елки и занятий в преддверии зимних праздников.

Прививка от полиомиелита: чем рискуют «отказники»?

Прививка от полиомиелита: чем рискуют «отказники»? Полиомиелит – заболевание, опасное прежде всего для детей до 5 лет. Оно вызывает необратимый паралич конечностей, чаще – нижних.

Беби-йога по правилам: третий мастер-класс от эксперта

Беби-йога по правилам: третий мастер-класс от эксперта Малыш растет не по дням, а по часам и вот-вот начнет ползать. С помощью беби-йоги вы можете помочь ему освоить этот навык как следует, чтобы укрепить мышцы позвоночника, влияющие на правильную осанку.

От пуповины до пупочной грыжи

От пуповины до пупочной грыжи Слово «пупок» произошло от слова «пуповина», или «пуповина» – от слова «пупок», вопрос, конечно, интересный, но не главный.

Как научить ребенка терпению?

Как научить ребенка терпению? Нетерпеливость характеризует всех малышей. А все потому, что они настолько любознательны, что уговорить их подождать хоть чуточку – задача непростая.

Болезни легких

Болезни легких. Бывает ли у детей ХОБЛ? Хроническая обструктивная болезнь легких всегда считалась печальным уделом людей после 40 и старше. И вдруг о ней заговорили в связи с детьми дошкольного возраста.

Диета при анемии у ребенка

Диета при анемии у ребенка Анемия у ребенка – это одна из немногих болезней, которую можно вылечить, а также избежать, если правильно сбалансировать при помощи специальной диеты.

Как выбирать игрушки по возрасту?

Как выбирать игрушки по возрасту? Игрушки нужны малышам с самых первых дней жизни, но выбрать интересную, полезную и, главное, безопасную – задача непростая. Детские игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и не только развлекать, но и развивать.

Рейтинг@Mail.ru